Педагогическая деятельность

 «Активизация речевой деятельности на уроках русского языка посредством технологии развития критического мышления»

     На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них: формирование и развитие речевых навыков, необходимых для свободного использования языка в устной и письменной речи; желание развития творческого мышления; потребность в развитии письменной и устной речи; увеличение объёма информации; снижение познавательной деятельности учащихся; низкая мотивация учебной деятельности.
      Всё это заставляет пересматривать методы и приёмы обучения. Меня поиски привели к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка.
      Актуальность опыта состоит в том, что жизнь и образование в открытом информационном обществе требует от человека устойчивости к «информационному валу», его критическому осмыслению. Критическое мышление влияет на адаптируемость к условиям жизни в демократическом обществе, где необходимо делать осознанный выбор.
       Педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения русскому языку посредством широкого внедрения в учебный процесс приемов технологии развития критического мышления, способствующих созданию ситуации успеха каждого учащегося.
      Основная идея опыта состоит в сознательном присваивании информации (процесс, при котором знание становится своим), что происходит тогда, когда ученик начинает самостоятельно анализировать, сомневаться, выдвигать гипотезы, опровергать их или доказывать, то есть активно мыслить.
      Новизна этой идеи содержится прежде всего  в методических приёмах, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности.  
      Основоположники технологии, американские педагоги (Куртис Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стилл), а также российские (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.), под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры. Таким образом, критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.      
      В Украине интерес к технологии РКМЧП как образовательной  инновации в обучении школьников  возник  около   десяти лет  тому. Однако вопрос применения  методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках  русского языка  до сих пор не был предметом специального системного исследования; не разработано также технологическую модель урока русского языка по развитию критического мышления учеников.
      Сама технология предполагает следующее логическое построение урока:    cтадия (фаза) вызова, в ходе которой учащимися активизируются знания, связанные с определенной темой урока (как правило, это знания, полученные на предыдущих уроках, а также знания, основанные на личном жизненном опыте учащихся).
          Стадия (фаза) осмысления, в ходе которой учащиеся знакомятся с новой информацией (темой урока), осмысливают ее, соотносят с тем, что знают об этой теме, вычленяют принципиально новое для себя.
         Стадия (фаза) рефлексии, в ходе которой происходит систематизация узнанного на уроке, а также осмысление собственных действий на пути решения главной задачи на уроке.
        Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания,  и как ты их сможешь применить.
        Каждой из стадий соответствуют определенные методы и приемы.        Методических приёмов достаточно много, и все они направлены, в конечном счёте, на развитие речи. У меня сложилась своя система использования  приемов технологии критического мышления на каждом из этапов урока.
         На стадии вызова практикую проведение приема “Веришь - не веришь”. Им можно вызвать аргументированные ответы по поводу проверки домашних заданий, кроме того, он может стать отправной точкой в получении нового материала, его осмысления.
       Прием “Корзина идей, понятий, имен ” часто используется мною на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты). Потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше “все знания по порядку складываются в “корзину”, причем, действительно все: и правильные, и неправильные. В первые моменты работы по этой технологи я сразу поставила одно условие перед учащимися – стараться произносить, если это возможно, только полные ответы. В результате – прием сразу стал “работать” на развитие устной речи.
       В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к “корзине”, чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. Этот приём позволяет активизировать, приводить в действие все полученные ранее знания ребят.
       Практически на каждой стадии урока можно использовать элементы технологии критического мышления, особенно на стадии осмысления, используя прием «Наблюдение над языковым материалом». Очень важно продумывать составление вопросов низкого и высокого уровня.          Способствуют развитию критического мышления вопросы высокого уровня, поэтому важно учить ребят составлять и  различать их. Этот вид работы можно предложить ученикам во время чтения информационного и художественного текста.
        Прием «Инсерт» (маркировка текста) особенно эффективен на уроках русского языка - практически любой темы во время чтения информационного текста. Одной из форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. Этот приём позволяет проверить знания буквально каждого ученика, если время не позволяет заполнить таблицу на уроке, то можно продолжить её заполнение дома.
       Прием «Сводная таблица» можно использовать как на стадии осмысления, так и на стадии рефлексии, он помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линии сравнения». В ней перечислены категории, по которым предполагается сравнение. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать, учащиеся учатся применять полученные раннее знания в незнакомой ситуации.
       На этапе рефлексии, на мой взгляд, очень интересен прием создания кластеров (гроздьев) (схем, таблиц, рисунков…), который помогает структурировать учебный материал. Составление кластера позволяет думать и рассуждать свободно по любому поводу, совершать ошибки, исправлять их. Кроме того, на этом приеме можно построить и весь урок, например, при изучении частей речи; или серию уроков, например, при изучении лексики. Этот прием можно применять и на стадии вызова.
        Результативными есть  художественные формы рефлексии по языковой и речевой теме, это и синквейны, и приём РАФТ (роль, аудитория, форма, тема).
        В передаче внутренних переживаний человеку всегда помогали стихи. Мысли  в стихотворении звучат красиво, они предстают в виде образов. Поэтому чрезвычайно эффективной формой рефлексии, на мой взгляд, является синквейн – пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме.
        Синквейны – это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по-другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. И если сначала они вызывают трудность в своём создании, то впоследствии - огромный интерес. Первые синквейны, как правило, бывают искусственны и схематичны, но, будучи понятыми, становятся даже художественными.
        Итак, использование различных видов художественной поэзии на стадии рефлексии (синквейн, а также хайку, диаманта, стихотворение-рисунок) может быть достаточно эффективным для развития мышления. Поэзия помогает становлению навыка выражения своих чувств через письмо. Написание стихотворений делает изучение, повторение нового материала или работу с текстом гораздо более творческими. Кроме того, стихотворение позволяет лучше представить сложные термины и категории, выделить их главные признаки. Предложенные формы стихов достаточно просты для школьника. Используя предложенный алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов, успешно сочиняя интересные стихи.
        Используя приём «РАФТ», даю такие задания, например, написать письмо другу о том, что узнали по новой теме. Составить один вопрос, на который так и не получили ответа или который оказался непонятен. После работы с текстом «Чёрное Ушко» - написать письмо от имени зайчика Чёрное Ушко Ерёмке, в котором он будет просить прощения за то, что сбежал в лес.
          При работе с текстом хорошо заставляет творчески мыслить прием “ключевые слова”, по которым за 3 минуты пишется небольшой “рассказ”. Этот вид работы позволяет развивать речь учащихся, прогнозировать дальнейшее развитие событий,  соотнести свои предположения с авторским сюжетом, ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы.
Например, в 5 классе перед работой с текстом дала задание составить рассказ с такими ключевыми словами: режим дня, учиться, уроки. После этого читали текст «Режим дня» Н. Носова.
       Работая с текстом, детям очень нравится приём «Чтение с остановками», где они имеют возможность прогнозировать, проявить свои творческие способности. Этот прием позволяет подвести  учащихся к авторскому замыслу, сами дети понимают, что это возможно  только при внимательном чтении авторского слова.
        Сюжетная таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» позволяет  детям целенаправленно работать с текстом. Эту таблицу можно использовать при работе с  художественными, публицистическими текстами. Речь идет о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления.  Читая, ученик делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет воссоздать если не все содержание, то сюжет — точно.
      Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.
      Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка приемов «ТРКМЧП» позволяет оказать результативное воздействие на развитие речевой деятельности учащихся. Во время обучения школьников происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.
      Что касается учебных достижений учащихся, то 2011-2012 учебном году коэффициент успеваемости по методике В. П. Симонова достигнут школьниками от 64% до 77%, что соответствует норме и выше для школ - гимназий.
       Работа по технологии «РКМЧП» повышает интерес к русскому языку. Ученики становятся участниками и победителями районных олимпиад, показывают неплохие результаты на областном уровне. Выпускница 2012 года Пылыпчук Маргарита два года занимала призовые места на районной олимпиаде, участвовала в областной; сдавала ВНО по русскому языку, набрала 178 баллов.
       Используя технологию развития критического мышления, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.

Список использованной литературы

1. Вукина Н.В., Дементиевская Н.П. Критическое мышление: как этому научить. Научно-методическое пособие. – Х.: Издательская группа «Основа»: «Триада +», 2007. – 112 с.
2. Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка. Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). – М.: Московский Лицей, 2002. – 88 с.
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое. –СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. – 192с.
4. Литвинко Ф.М. Современный урок русского языка // Русский язык и литература. – 2006. - №10.
5. Марченко О.Г. Формирование критического мышления школьников. – Х.: Издательская группа «Основа»: «Триада +», 2007. – 160 с.
6. Пометун О. И. Основы критического мышления: учебное пособие для учеников старших классов общеобразовательной школы / О.И. Пометун, Л.М. Пилипчатина, И.М. Сущенко, И.О.Баранова. – Тернополь : Учебная книга    –Богдан,-2010.-244с.                                                                                    
 7. Русский язык: Программа для 5-12 классов общеобразовательных учебных заведений с украинским языком преподавания / Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярева, С.О. Лебеденко. – Черновцы: Издательский дом «Букрек», 2005. -132с. 
8. Русский язык: 5кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений с укр. яз. Обучения / Баландина Н.Ф., Дегтярева К.В., Лебеденко С.А.; Под ред.    Н. Ф. Баландиной. – К.: Знания Украины, 2005. – 304 с.
9. Технология развития критического мышления учеников / Кроуфорд А., Саул В., Метью С., Макинстер Д.; Науч. ред.  А.И. Пометун. – К.: Изд-во «Плеяды», 2006. – 236с. 
10. Хроменко И.А. Использование технологии развития критического мышления на уроках мировой литературы // Зарубежная литература в школах Украины. 2011. - №6.

Комментариев нет:

Отправить комментарий